Маршрут от Красносельской до парка Сокольники по переулкам и дворам
Происходящее со старой Москвой немного напоминает сказку про трех поросят. Чиновники и девелоперы дуют и дуют на лубяные, ледяные, деревянные, каменные, блочные и всякие дома и избушки, сдувают понемногу, но дома все-таки держаться. Держаться вместе со странными, волшебными ощущениями, которые налетают на прохожего, когда он стоит в старом дворе и не может понять, через какое искривление в пространстве перескочил и где теперь оказался. Такие чудеса случаются пока в Сокольниках, и мы продолжаем про них рассказывать.
У нас уже есть один маршрут про Сокольники и один по Красносельской, а сегодня пойдем зигзагами по закоулкам. От Красносельской до парка Сокольники. Начнем с огромных сталинских домов около метро.
Источник фото: pastvu.com
Дома ударников-железнодорожников
Адрес: Краснопрудная улица, 22-24, 26
Ближайшее метро: Красносельская
Архитектор: З.М. Розенфельд и И.А. Фомин
Год постройки: 1932-1937
Когда-то прямо за домом был огромный Красный пруд, у которого в Духов день случались русалочьи гулянья. Говорили, что тут действительно водятся русалки – караулят и утаскивают на дно одиноких купальщиков. Гуляния – прекрасное дикое язычество и поминовение мертвых в древних славянских традициях – в ночи жгли костры, плясали, прыгали в пруд и водили хороводы.
Пруд засыпали в начале 20-го века. Теперь тут сплошные рельсы и офисы РЖД. А серые дома на перекрестке Краснопрудной и Красносельских улиц (напротив вестибюля метро) построены в середине 30-х годах для ударников и железнодорожных инженеров. Дом 22-24 – дом ударника НКПС (Наркома путей сообщения), а дом 26 – дом Центрального управления делами НКПС. Оба дома огромны, в обоих жила элита, оба построены на стыке эпох конструктивизма и сталинской архитектуры, когда минималистичные формы перестали быть интересны. Среда и политика стали требовать мощи и помпезности. Кто-то называет архитектуру этих домов "постконструктивизмом", кто-то – "типичным сталинским ампиром". Их огромность почему-то осознается не сразу. Мне нужно было внимательно в них вглядеться и постоять на противоположной стороне, чтобы увидеть не серые советские кубики, а глыбу эпохи.
Во дворах домов любопытно. В доме 22 – менее, а в доме 26 (во двор можно проникнуть со стороны Верхней Красносельской) вас могут ждать живописная разобранность и дворовое граффити.
Дальше, почти у самого Третьего кольца стоят чуть более конструктивистские дома (построены раньше – в 1929 г.) с остатками советских ворот и неожиданным уютом внутри. Там как-то перестаешь слышать шум машин, кругом миниатюрные трехэтажные домики, школьники на самокатах катят с уроков. Ничего особенного в историческом или архитектурной смысле, но очень приятно. Можно побродить, прежде чем подойти к перекрестку старой Русаковской и Третьего кольца к еще одной порции уюта – итальянскому кварталу Иофана.
Дома Иофана
Адрес: Русаковская улица, 7
Ближайшее метро: Красносельская, Сокольники
Архитектор: Б. Иофан и Д. Иофан
Год постройки: 1925-1926
Выхлопные газы, дорожная развязка, долгий светофор. Все это находится на месте старого монастырского кладбища. А совсем рядом квартал Иофана, состоящий из трехэтажных арочных домиков, цветом напоминающих желток деревенского яйца, и пропитанных запахом какао. Когда ветер дует в их сторону, он приносит запахи с Бабевской шоколадной фабрики. Я всегда сочувствовала их расположению. Почти на трешке, отделенные от шумной Русаковской улицы только узким тротуаром. Но однажды увидела их другими. Стояла ужасная жара, пробка и воздух как кисель. Балконы домов были увешены цветами в горшках, внизу открытая дверь и вывеска парикмахерской. У двери рваный стул, обитый дерматином, а рядом стояли крупные, с завитыми волосами женщины в пестрых халатах и тапочках и вели оживленную беседу о засолке огурцов. Все было таких ядреных южных цветов и настолько не про знакомую Москву.
Этот квартал называют итальянским. Его построил Борис Иофан, еврей, родившийся в Одессе, изучавший архитектуру в Риме, женатый на герцогине. При этом любимый архитектор Сталина, строитель Дома на набережной, проектировщик самой грандиозной и несложившейся сталинской стройки – Дворца Советов. Иофану принадлежала идея возвести Мавзолей в виде древнеегипетской гробницы. Его называют основоположником советского монументализма. В этом контексте желтые трехэтажки кажутся кукольными домиками. Иофан построил их в начале карьеры, почти сразу после возвращения из Рима и под влиянием тамошних ощущений. Поэтому квартал "итальянский". Хотя во мне он воскрешает скорее воспоминания о южных советских городках и кажется, что внутри, во дворе, прячется гипсовый белоснежный памятник пионеру.
Он не прячется, хотя проверить это к сожалению нет возможности - несколько лет назад жители огородили двор забором. Что ж, снаружи тоже хорошо и традиция украшать балконы петуньями и анютиными глазками передается от жильца к жильцу. И ощущения другой страны, другого времени, всего другого выплескиваются еще из окон и форточек.
Район за кварталом 998
Адрес: Русаковская улица, 2/1
Ближайшее метро: Красносельская, Сокольники
Архитектор: М. Мотылев (хотя возможно, что он был только проектировщиков)
Год постройки: 1925-1935
Через дорогу от домов Иофана одно из моих любимых мест в Москве. Лоскуток-заплатка. Район, зажатый между 3-м кольцом, Русаковской улицей и окружной железной дорогой с хозяйственными строениями и складами. Самым известным с архитектурной и исторической точки зрения здесь является конструктивистский рабочий поселок – квартал 998. Построил его в 1925 г. все тот же, много чего в районе построивший, архитектор Мотылев для рабочих соседних заводов. Квартал частично расселен. Вообще сносить его хотят еще с 70-х годов, но домам удалось продержаться до сих пор. Хотя теперь, думаю, они близки к сносу как никогда. Видела на сайте одного из строительных инвестеров чуть ли не открытую продажу квартир в новом комплексе, сохранившим (с гордостью говорится на сайте) аутентичное имя – квартал 998.
Самые необычные два дома расселены давно. Сейчас они закрыты тканью и очень жаль. Выглядели необычно для типичного конструктивисткого минимализма.
В одном из этих домов жил писатель Зиновий Паперный и кого тут только не было в гостях. Лиля Брик, Владимир Этуш, Татьяна и Сергей Никитины, много кто. А там, где сейчас эстакада ТТК, был разбит яблоневый сад. Последним отсюда выселился китайский ресторан с первого этажа. Мне кажется, китайские и вьетнамские ресторанчики в заброшенных домах и старых общежитиях – очень про Москву, правда, больше про юго-западный ее кусок.
А за кварталом не менее чудесный старый район – вход в колодец времени. Пустынный, странный, полный артефактов. Я нашла покемона в окне, древний уличный указатель, советский герб, облезлый розовый деревянный домик, завод, старомодное похожее на бывший рынок строение с надписью Меркурий, магазин «Овощи», рисунок вселенной на бетонном заборе.
В этом квартале и сталинских домах начала маршрута жило много в будущем репрессированных
Побродив тут, предлагаю снова вынырнуть на Русаковку и посмотреть на деревянный дом на другой ее стороне.
Дом экспедиции пивоваренного завода
Адрес: Русаковская, 19, стр. 3
Ближайшее метро: Красносельская, Сокольники
Деревянное зданьице на каменном основании и с резьбой по всему второму этажу. Построена аж в 1885 году как одно из административных зданий пивоваренного завода. Без реставрации обветшало и выглядит сиротливо, но все-таки очень красиво.
А за ним в переулках, которые петляя приведут нас к неосновному входу в парк Сокольники, ждет еще деревянного и каменного дореволюционного волшебства.
Дача Николая Финляндского
Адрес: Шумкина, 16
Ближайшее метро: Красносельская, Сокольники
Это очень странный кусочек района, который напоминает немного Золотого полоза из сказов Бажова. Утекает сквозь новые дома и постройки на глубину. Здесь переплетение рельс, рядом грузовая жд станция Москва товарная Митьково, склады, автосервисы, несколько хрущевок, засаженных деревьями и клумбами, и за невысоким забором бывшая дача, построенная колокольным королем Финляндским.
От родителей жены Никола. Дмитриевичу Финляндскому достался славящийся качеством и звучанием колокольно-литейный завод. На нем, в частности, отливали колокола на Храм Христа Спасителя, за что Финляндского наградили орденом и медалью.
У тогдашних богатых промышленников принято было строить дачи в Сокольниках. У Финляндского их было две. Сохранившуюся строил тогдашний студент московского училища живописи, ваяния и зодчества Владимир Рудановский. Это был его дипломный проект. Проект воплотился, а вот самого диплома его автор так и не получил. Возможно, из-за своего сложного характера.
Строить дачу начали в 1901 г., а въехали туда хозяева только в 1905 г. Столько времени нужно было для качественной отделки и соблюдения всех технологический приемов. Например, целый год ждали, прежде чем забивать стены паклей, чтобы дерево надышалось. Долго, но зато до 90х дом этот простоял целый и невредимый без всяких ремонтов.
Источник: russia4d
В советское время тут были квартиры, ближе к 80м людей расселили, а дома собирались сносить. После долгой борьбы их всё-таки удалось признать памятниками архитектуры и от сноса уберечь. Сейчас в бывшей даче офис Мосэкостоя. Не музей, конечно, но хозяин неплохой. Дома отреставрировал и заботится о них.
А мы двигаемся дальше. Нас ждут ещё два необычных дома в этом необычном районе.
Источник: russia4d
Особняк Динга и клуб фабрики Буревестник
Адрес: 3-я Рыбинская, д. 17, стр. 1
Ближайшее метро: Красносельская, Сокольники
До революции тут была макаронная фабрика Иоганна Динга. Особняк в стиле модерн такой неожиданный здесь, что кажется новоделом. Но это не новодел. Иоганн Динг приехал в Россию из Гамбурга, запустил в Замоскворечье фабрику по производству шоколада, конфет и макарон. В начале 20-го века он решил расширить производство, купил участок на нынешней 3-ей Рыбной и пригласил Александра Калмыкова спроектировать цеха и административный дом. Сохранившийся модерн - как раз бывшее здание администрации.
Тут до сих пор макаронная фабрика, но уже в сильно урезанном виде. Почти сразу после революции ее разделили и через дорогу в бывших цехах Динга стали производить обувь. Новую фабрику назвали Буревестник и это название известно, наверное, всем любителям архитектуры, потому что рабочий клуб для этой фабрики в 1930-м году построил великий Константин Мельников. Здание бывшего клуба сохранилось, стоит прямо напротив модернового особняка и этот необычный контраст разных стилей да еще и в таком неожиданном районе поражает. Волк пока не сдул дивные дома и избушки, но вы лучше торопитесь посмотреть и сохранить их в кладовых памяти.
А наш маршрут закончился. Отсюда рукой подать до парка Сокольники, где можно отдохнуть после прогулки.
Напоминаем, что у нас есть страница на facebook, профиль в инстаграм и с нами можно пойти гулять.
Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.
В превью использована иллюстрация Игоря Олейникова