Шоколадная прогулка по Верхней Красносельской
Зима уже перед порогом. Даже внутри: снимает сапоги в прихожей. По этому поводу приглашаем совершить небольшую и согревающую прогулку. От маленькой Шоколадницы до большой Шоколадной фабрики. На Верхнюю Красносельскую.
Улица эта невероятно хороша летом. Тут тишина, можно раствориться в шелесте и зелени деревьев и в красоте зданий. Но одну из главный достопримечательностей плохо видно за листвой, поэтому интереснее погулять здесь в более графичное время.
upd. Для этой прогулки у нас есть бесплатный аудио-гид.
Метро Красносельская
Павильон метро Красносельская - один из самых интересных, лаконичных зданий этого типа в Москве. Возвели его в 1935 году, он похож на Арбатскую, но смотрится здесь, на перекрестке среди трамвайных путей и с хорошим обзором, гораздо лучше. А старые буквы М Е Т Р О на крыше - одни из немногих оставшихся аутентичных. Интересная деталь – предполагалось, что выход со станции будет первым этажом жилого здания, но его так и не построили.
Если вы приехали на прогулку не на метро, загляните внутрь - посмотреть на советскую мозаику сразу за входом.
Шоколадница
Краснопрудная, 26/1
Околометровские архитектура и суета лучше всего смотрятся с противоположной стороны. Шоколадница напротив – отличный обзорный пункт. Она какая-то мило-уютная, с гроздьями круглых желтых ламп и разноцветными стульями. Чтобы хорошенько поглазеть в окно, лучше всего выбрать высокие барные стулья и стойку у окна на первом этаже. Особое медитативное состояние окутывает всегда, когда сидишь здесь и наблюдаешь, как город едет, бежит, пританцовывает по своим делам.
Если повезет, то, может, вы даже застанете снегопад. И это будто соседи Москвы с верхнего этажа устроили бой подушками, и город окутывает небесное колдовство.
Богадельня Геера
Верхняя Красносельская, 15
Но пора уже пройтись по Верхней Красносельской от метро (по его стороне). Вас ждет то самое здание, из-за которого стоит идти сюда зимой. Богадельня Геера.
Иосиф (Осип) Геер – уроженец Швейцарии, приехал в Россию в начале 19-го века, женился и устроил усадьбу здесь, в Красном селе. Был он владельцем водочного завода с проспекта Мира, а в усадьбе развел сад, сажал ягоды, яблоки, груши – вот прямо на этом месте, и изобретал рецепты настоек. Его настойки москвичи особенно любили. Однажды в гостях, когда Геера представляли кому-то, тот живо откликнулся на имя: "А, Геер. Как же, знаю, пивал, пивал!"
После смерти Геера вдова основала в честь мужа богадельню и еще церковь при ней, названную именем умершего внука. Это грустная история: у Гееров была единственная, любимая дочь, в браке у нее родился сын, которого назвали в честь деда Иосифом. Мальчик умер, едва ему исполнился год. Мать умерла от горя спустя несколько недель. Так Гееры остались одни. Сам основатель династии уходит через 17 лет после трагедии, а вдова - Наталья, пережила мужа на долгих 30 лет и возвела богадельню, чтоб увековечить память о своей семье.
Решение это Наталья Петровна приняла, когда ей исполнилось 80-ть лет, и передала большую часть семейного имения городу для строительства богадельни. Проектировку здания она заказала самому Льву Кекушеву, именитому и модному. При богадельне он построил еще церковь в честь святого Иосифа Обручника – небесного покровителя так рано умершего внука Гееров. Церковь, да и все во внутренних покоях было спроектировано с идеальным удобством для живущих там 50-ти мужчин и 50-ти женщин. Например, церковные службы были слышны лежачим постояльцам, которые не могли лично на них присутствовать.
После революции внутреннее убранство пропало. Здесь размещалось множество советских контор. Одна из работавших здесь написала: - Там при строительстве Нового здания сзади находили кости, скелеты, разрушили кладбище. Говорили про богадельню… Вокруг росли старые каштаны. Это был Разноэкспорт.
Сейчас ситуация выглядит странно. На территорию давно не проникнуть, при входе висит древняя табличка о реставрации. Но из реставраторов внутри одни охранники. Богадельне присвоен статус памятника архитектуры, и теоретически снести ее не могут, но вы все-таки поторопитесь посмотреть. Этот модерн прекрасен. Церковная крыша лучше всего видна сбоку, и мы думали - как похоже на оранжерею. Представляется, что сторож ненавидит место. Вечно чудится ему в тишине шарканье подошв, сухонький кашель да запах молочной каши. И в глубине должна прятаться от сторожа та самая оранжерея, где пожилые и жизнерадостные феи в бигуди - Мечта и Надежда, делают украшения из сочных зеленых листьев.
А еще рядом с богадельней Геера, слева от нее, находилось убежище для детей сирот. Его тоже построила вдова Осипа Геера. И выглядело оно и местность вокруг вот так.
Фабрика-кухня
Верхняя Красносельская, 11
Сразу за богадельней Геера находится прекрасное и типичное для стиля конструктивизм здание фабрики-кухни №2 Сокольнического района, построенное в 1929 году.
Фабрики-кухни стали одним из символов нового быта. Эпохи ускоренной индустриализации, предполагавший "освобождение женщин от домашнего рабства", чтобы ничто не отвлекало советского человека от строительства нового мира.
"Объявлена война кухням. Тысячу кухонь можно считать покорёнными. Кустарничанию, восьмушкам, бутылочкам он положит конец. Он объединит все мясорубки, примуса, сковороды, краны… Если хотите, это будет индустриализация кухонь" (Ю. Олеша "Зависть").
Первая фабрика-кухня появилась в 1925 году в Иваново и практика эта быстро распространилась. На фабриках кухнях кормили и производили полуфабрикаты, а в их строительстве, как и в строительстве рабочих клубов, воплотились новые архитектурные идеи той поры.
Вот что пишут местные жители о сокольнической фабрике-кухне.
"На счет отвратного запаха я что то не помню. А вот точно знаю, что эта фабрика-кухня кормила все близлежащие школы. И мы кстати все это ели (школьники). Отравлений я не припомню".
"Фабрика-кухня №13 кормила приличной пищей многих работников предприятий и учреждений по Верхней Красносельской и по всей округе, да и случайно заходящие в неё люди тоже были довольны. На первом этаже был зал комплексных обедов и буфет с выпечкой. На втором был зал с большим выбором обеденных блюд на любой вкус, включая диетические, плюс свежая выпечка. За округлость архитектурных форм между собой мы называли её "Шайбой". Кажется, была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Пользовался услугами "Шайбы" с 1974 года до её закрытия в начале 90-х" (отсюда).
Здание кухни сохранилось без изменений, но внутри обосновался банк, проведший, в частности, ремонт фасада. И если форма здания та же, то облицовка другая и меняет вид и восприятие почти до неузнаваемости.
Бабаевская фабрика
Малая Красносельская, 7/31
Идем дальше вверх по улице. Через дорогу почти напротив богадельни выстроились рядком забавные дома-соседи. Многоэтажка, деревянный домик (сейчас внутри милиция) и в глубине виднеется здание, похожее на советский дом культуры. Еще дальше детское кафе Андерсон. Летом здесь веранда, днем совсем пустая, но с обаятельным лаунжем, разливающимся посреди улицы. Теперь осталось пройти новый офис, напротив - авангардные строения обойного завода, и перед вами здание Бабаевской фабрики. Старая часть – на углу, ее ни с чем не спутаешь. Особняк купцов Абрикосовых. И сам он весь вкусный и абрикосовый.
Построил дом внук бывшего крепостного крестьянина пензенской губернии. История этой семьи - отдельный разговор. Когда-то крепостной Степан готовил для пензенской барыни сладости. Особенно любила она абрикосовую пастилу и сливовое варенье его авторства. В 1804 году Степан испросил у барыни вольную (по другой версии, отпустить его за оброком) и уже в зрелом возрасте, в 64 года, приехал в Москву на заработки и занялся кондитерским делом. Оно принесло ему процветание, вольную для семьи (он выкупил всех у барыни), а абрикосовая пастила еще и дала фамилию. От того Абрикосова осталась бакалейная лавка, которую сын - Иван расширил и дополнил табачной фабрикой. У Ивана Степановича родился сын Алексей, но во время учебы того в академии отец раззоряется, а Алексей поступает наемным служащим в бакалейную лавку Гофмана "немца-перца-колбасы". Там он дослужился до главного бухгалтера и встретил будущую жену - Агриппину. Несколько тысяч рублей приданого за невесту стали стартовым капиталом для шоколадной фабрики.
В 1880-х Алексей Иванович Абрикосов основывает производство в Красном селе. Он строит здесь огромную фабрику, а при ней жилой дом. Снова модерн, как и в случае с богадельней Геера. Спроектировал дом Борис Шнауберт. Все в фасаде напоминает о сладком бизнесе хозяев. Сам дом похож на тающее крем-брюле, пролеты окон - на вазочки для конфет, а оконные переплеты сделаны в виде медовых сот.
У Абрикосовых была огромная семья - 22 ребенка, многие из которых уже в советское время стали знаменитыми. И вообще людьми они были особенными, необычными и щедрыми меценатами. В Москве, в Миуссах до сих пор стоит роддом, основанный когда-то этим семейством.
А дом и фабрику Абрикосовых после революции национализировали и переименовали в честь московского большевика Петра Бабаева - слесаря, сделавшего партийную карьеру и погибшего в Гражданскую войну. Но силуэт особняка Абрикосовых до сих пор ставят на каждую шоколадную плитку Бабаевской фабрики. Он стал ее официальным логотипом.
В конце 2000 года с особняком Абрикосовых случился небольшой скандал. Двумя годами раньше особняк начали реставрировать. Все это время от стоял в лесах и строительной сетке. Когда сетку открыли, дом предстал в непривычном цвете - бледно-зеленым вместо персикового. Люди начали возмущаться, но, кажется, зря. Реставраторы сослались на то, что придали особняку первоначальный цвет: аккуратно отскребли перед началом работ все покрывавшие дом слои краски и добрались до первого, зеленого. Чуть позже нашелся цветной рисунок особняка, подтверждающий правоту реставраторов.
Сразу за модерновым особняком современные цеха фабрики. Вернее это дореволюционное двухэтажное конфетное и карамельное производство, в советское время пристроившееся несколькими этажами. Здесь уже почти тупик, но стоит дойти до ворот. Оттуда доносятся полные соблазна шорохи: гномы заворачивают в фольгу шоколадные плитки. И одуряющий запах, будто сидишь на краю чашки, полной какао. А еще здесь есть магазин при фабрике, и это какое-то царство сладкоежек. Обязательно зайдите.
Магазин тут рядышком, точный адрес: Малая Красносельская, д. 7. При магазине имеется небольшое кафе, где можно выпить кофе и поесть пирожных.
Памятник Н. Доллежалю
Площадь академика Доллежаля
Если пройти цеха шоколадной фабрики, то выйдете на площадь, за которой тупик. У меня от нее ощущение нездешности и прошлого.
Здесь бывший дом-коммуна, похожий то ли на старую усадьбу, то ли на советский дом-культуры. Когда-то в нем практиковали новый быт - жизнь вскладчину, общежитийность, общий котел доходов и расходов, отсутствие кухонь и всего частного. Сейчас внутри складские помещения Бабаевской фабрики.
А дальше "этот институт", бывшее секретное НИИ номер 8, в котором под руководством Николая Доллежаля занимались разработкой ядерного реактора. Тут же стоит памятник Доллежалю, бывшему у истоков ядерных разработок в СССР. Родился в 1899, умер в 2000, был одним из создателей первой советской атомной подлодки и первой атомной электростанции. После чернобыльской трагедии отошёл от дел.
"Что касается бомбы, Курчатов не сказал мне, зачем нужен реактор. Но я сам быстро догадался. И взяли сомнения. Мы осуждали американцев за атомные бомбардировки Японии. Получается, им нельзя, потому что они плохие, а нам будет можно, потому что мы – хорошие? Относительно того, что наши вожди способны на бесчеловечные истребительные акции, я не заблуждался.
С другой стороны, фашисты не пустили в ход химическое оружие, думаю, только по той причине, что такое оружие имелось у союзников. Когда готовишься к обороне, надо иметь в арсенале те же средства, которыми располагает противник. Уже было ясно, что начинается «холодная» война и бывшие союзники постепенно превращаются в заклятых врагов. И я сказал себе, что создания атомной бомбы требует безопасность моего отечества. Позже я узнал от Курчатова, что у него были схожие мысли, когда он возглавил атомный проект. Работа над самой страшной бомбой была морально оправданна и необходима. Быть может, именно атомная бомба, появившаяся у мировых лидеров, уберегла человечество от новых крупных войн".
Храм Алексия Человека Божия
2-ой Красносельский пер. 3, стр. 1
Это цитата из интересного интервью столетнего Доллежаля. Можно провалиться здесь во дворы, прочитать интервью, а на обратном пути (лучше не улицей, а тоже дворами) заглянуть ещё в храм Алексия Человека Божия, спрятанный среди домов на тропе, которой народ ходит из метро в Ашан и Леруа Мерлен.
Когда-то в этих местах было большое, богатое Красное село, сквозь которое пролегала древняя дорога на Владимир и Суздаль. Сюда в первой половине 19-го века был переведен из центра Алексеевский монастырь. Монастырь этот сначала располагался на Остоженке, после очередного пожара его перенесли на Волхонку и там в 19-м веке церковные строения снесли, чтоб построить на их месте Храм Христа Спасителя, а монастырю выделили землю на окраине, в Красном селе. Здесь он был огромным, с четырьмя храмами (храм Алексия, построенный в середине 19-го века, один из них), множеством строений и обширной территорией.
В 20-е годы 20-го века монастырь закрыли, на месте одной из церквей построили дом, вторую снесли, два других использовали (наш - как дом пионеров). На месте монастырского кладбища позже проложили магистраль, входящую сейчас в третье транспортное, а ещё через десяток лет храм вернули церкви. Только строения его разделены теперь шоссе и вообще выглядят по другому. Эта часть мне кажется уютнее, тише и древнее, а внутри хранится икона с мощами святого, в честь которого он назван.
На этом все, шоколадная прогулка заканчивается.
А по тегу маршрут_для_прогулок их еще много.
Напоминаем так же про нашу страницу на facebook, профиль в инстаграм и про то, что с нами можно пойти гулять.
Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.