Дело было вечером

От Комсомольской до Китай-города - прогулка про контрасты, ощущения и архитектуру

Это прогулка, конечно, про дома и улицы, архитектуру и историю, прошлое и настоящее, но прежде всего она про ощущения от города, его контрасты и повседневное волшебство. Лучше всего подходит для второй половины выходного дня, когда не работают офисы и когда во время маршрута постепенно темнеет.

 

Комсомольская площадь

Начинаем около метро Комсомольская, на площади трёх вокзалов. Нелюбимое горожанами место и очень людное (но не в выходной), что мешает заметить его уникальность. Три вокзала как три истории.
Ленинградский вокзал - воплощение царской России. Первый вокзал в Москве, связал две столицы, построен на деньги казны. Воплощение классического стиля от любимца Николая I Константина Тона. Он строил, среди прочего, Храм Христа Спасителя и Большой кремлёвский дворец.

Появившийся десятью годами позже Ярославский вокзал - другая Россия. Это частные деньги, общество Московско-Троицкой железной дороги под руководством промышленника и славянофила Федора Чижова. Главным пайщиком общества был купец Иван Мамонтов, отец знаменитого абрамцевского мецената Саввы Мамонтова.
Неудивительно, что Ярославская ветку была первоначально протянута до Сергиев Посада (возить паломников в Лавру). Позже для повышения рентабельности ее продлили до Ярославля.
Сам вокзал - уже не классика, а любимый купцами модерн, архитектор - знаменитый Федор Шехтель.
И наконец Казанский вокзал, похожий на печатный пряник, но самый советский.

Изначально он назывался Рязанским. Сама ветка (сначала до Рязани, потом до Казани) была построена в 60-е годы 19 века, но вокзал был деревянным и каким-то временным. Женщинприходилось сносить с поезда на руках, такими неудобными были платформы. Современное здание начали строить в 1913 году, но случилась война, потом революция, возводили Казанский вокзал уже в Советской России. Достроили только в 1940 г. А стиль получился несоветским. Архитектор, Алексей Щусев, строил мавзолей (и, кстати, станцию Комсомольской-кольцевая тут же на площади), но первую половину творческой жизни он был большим почитателем псевдорусского стиля. Казанский вокзал - отражение этого его периода.
Маленький бюст Щусева сейчас стоит рядом со зданием Казанского вокзала, на углу ближайшему к железнодорожному туннелю перед гостиницей Ленинградская. А мы двигаемся дальше как раз к гостинице.

 

Гостиница Ленинградская

Адрес: Каланчевская ул., 21/40

 

Последняя и самая маленькая из семи сестер. Семи высоток - главных символов сталинской архитектуры, так называемого сталинского ампира. Их должно было быть восемь. Первый камень в основании каждой был заложен одновременно, в 1947 году. Гостиницу Ленинградская достроили в 1953 г., а восьмую высотку уже не успели. Умер Сталин, при Хрущёве помпезность и дороговизну высоток осудили. Вектор сместился в сторону экономической целесообразности. Хрущевки стали символом той эпохи. На фундаменте неслучившейся высотки возведи гостиницу Россия. А архитекторов гостиницы Ленинградская лишили сталинской премии за неэргономичные решения. За помпезность и пускание пыли в глаза осудили всё-таки не Сталина, а исполнителей. 
Конечно, переключение на бюджетную архитектуру выглядит логичным и человечным. Скольким советским гражданам строительство хрущёвок позволило обзавестись своим жильем. Но все же высотки прекрасны.
Ленинградская чем-то перекликается с Казанским вокзалом, в ней тоже есть следы псевдорусского стиля.

Когда оказываешься прямо перед зданием и смотришь вверх – совсем не те ощущения, чем когда просто пробегаешь мимо. Можно зайти внутрь (там сохранились старые интерьеры), побродить по лобби и даже заночевать. Номера стоят порядка 4,000 тысяч. Цену вполне оправдывают виды и возможность побродить внутри и хорошенько все оценить и рассмотреть. А мы идем до арки дома 38 по улице Маши Порываевой (тут запутанная топография: часть улицы называется Маши Порываевой, а часть – проспект Сахарова). В арке откроется необычный вид на гостиницу: она будто великан осторожно заглядывает во двор обычного, а для нее игрушечного, домика.

Проспект Сахарова и здание Центросоюза

Адрес: Мясницкая, 39

 

Дальше путь идет по проспекту Сахарова до самых Чистых прудов. Тут заповедник модернизма. Сплошь банки, построенные в 80-х, стильные в своей несовременности и минимализме. В глубине посольства и немного жилых домов. По выходным царят невероятные для центра тишина и безлюдие. Необычное ощущение – пройтись по пустым улицам среди молчаливых суровых зданий и вынырнуть вдруг в гущу огней и людей на Чистых прудах.

На углу проспекта Сахарова и Садового - Министерство сельского хозяйства (в прошлом Наркомзем), построенное Алексеем Щусевым, который строил и Казанский вокзал. Можно убедиться, насколько разноплановым был один из самых значимых российских архитекторов 20-го века и насколько разнообразные требования выдвигала ему быстро меняющаяся эпоха.

Чуть дальше постройка ещё одного знаменитого архитектора, уже в мировом масштабе, Ле Корбюзье.
Пожалуй, самый влиятельный архитектор 20-го века. Главный вход в Центрсоюз - со стороны параллельной проспекту Сахарова Мясницкой, но с Сахарова представление о здании и о фирменном стиле Корбюзье получить гораздо легче. Колонны и парящие над ними блоки. Плоские крыши, на которых можно (и нужно) разбивать сады. Сквозные фасады и бетонные поверхности - вот основы его стиля.

Но самый обсуждаемый и спорный пункт предлагаемой им архитектуры - минимализм. Квартиры, в которых до противоположных стен можно дотянуться, раскинув руки, и в которых минимум вещей. Квартиры-ячейки, в которых едва можно было повернуться, но которые, во-первых, были доступны и, во-вторых, дружили с внешним пространством. Пусть квартира небольшая, но зато на крыше и во дворе дома сад. С Корбюзье, конечно, спорили из-за этого минимализма. А он жил в крошечном доме Ла-кабанон, полностью отвечавшим его принципам и построенным, отчасти чтобы лишить критиков важного аргумента - "для других строит ячейки, а сам живёт в большом доме".
Забавно стоять около изогнутого, громадного бока Центрсоюза и думать про Ла-кабанон, построенный тем же архитектором и ставший памятником архитектуры, даже более важным, чем тот же Центросоюз.

Чихо нудлс и двор-колодец

Адрес Чихо: Кривоколенный пер., 12с10

Адрес двора: Кривоколенный пер., 14

 

Мы дошли по пустому проспекту до Чистых прудов с его шумом и светом. Немного пройдем по Мясницкой и свернем в Кривоколенной, к лапшичной Чихо. Не ради еды даже (есть необязательно, достаточно будет заглянуть), а чтоб прочувствовать контраст между пустотой и многолюдностью. Чихо - место людное, жарко натопленное и непохожее на улицы, по которым вы только что прошли.

Теперь можно снова нырять в тишину, в самый питерский двор в Москве и самый малоизвестный московский двор-колодец. Напишем про него отдельно, а пока отправляем за подробностям сюда.

 

Дом с галереями

Адрес: Покровка, 4


Нас ждет ещё один двор - на Покровке. С фасада ничем не примечательное, хоть и старое здание но стоит зайти в арку и оно меняется.
Кажется, единственный в Москве тбилисский дом. Тбилисский в том смысле, что длинные балконы и внешние лестницы, по которым можно попасть наверх, домой, через балкон, напоминают скорее Грузию, а не Москву.
В 60-х годах 19-го века потомственный гражданин Василий Сироткин купил это построенной в первой половине века здание, надстроил третьим этажом и сдал под квартиры.

Второй и третий этажи дома и сейчас жилые, но отдельно хочу рассказать про старых, дореволюционных, жильцов. Послушайте, сколько жизни.
"В начале XX века в одной из квартир жил староста церкви Успения Пресвятой Богородицы Григорий Смирнов, на первом этаже Анна Буренкова держала мясную лавку, Александр Амеличев торговал пивом и медом, шил одежду портной Никифор Виноградов, продавали женские шляпы Александр Лачаев и фирма «Луиз», торговый дом «Фон Ришмаг» предлагал кондитерские принадлежности, а с часу до трех принимал ветеринар Евгений Арндт" (источник).
Если во дворе двигаться влево (стоя спиной к Покровке), выйдете в Колпачный переулок. Тут снова много тишины, теней и красоты. Вы - на Ивановской горке, в районе Москвы, где легче всего поймать ощущения старины.
Предлагаем побродить тут без плана, а когда устанете, заглянуть в Гиперион. В нем хорошо отдыхать после прогулки и подзаряжаться энергией и светом - кажется, под этим местом генератор и того и другого.

А прогулка на этом закончилась. Надеюсь, вы получили удовольствие.

 

Напоминаем про нашу страницу на facebook, профиль в инстаграм и про то, что с нами можно пойти гулять.

Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.

 

Автор иллюстрации в превью -  Yelena Bryksenkova