Писательские музеи в Переделкино - путеводитель
Переделкино – место с повышенной плотностью ассоциаций и хранилище стародачных ощущений, домов и деревьев. Всегда, когда едешь сюда после перерыва, беспокоишься, не изменилось ли оно слишком сильно, не застроилось ли, не попряталось ли за высокими уродливыми заборами. Меняется там, действительно, многое, но многое еще осталось – совсем другой мир ждет вас в 20 минутах езды от Москвы. Лучший из известных мне способов съездить в дальний и долгий отпуск, если у вас на него есть только один день. Здесь много старого быта и уникальной архитектуры. Приятно бродить, рассматривать дачи, встречать на тропинках местных жителей и глубоко дышать.
Ниже путеводитель по всем действующим в Переделкино домам-музеям, хотя они – только часть плотной памяти места, ведь столько известных людей тут жили и умирали (и похоронены тут же, на мемориальном кладбище).
Как добраться:
Электричкой с Киевского вокзала до станции Переделкино, 22 минуты в пути.
От станции с перрона «Из Москвы» выходите из первого вагона и, не переходя ж/д пути, двигаетесь, по асфальтовой дорожке параллельно путям по направлению дальше в область. После небольшой эстакады забираете чуть вправо. Через 10 минут вы выйдете на улицу Погодина. На ней находится переделкинский Дом творчества писателей, а музеи Пастернака и Чуковского на перпендикулярных Погодину улицах.
Выпить кофе и пообедать можно в переделкинском Доме творчества, но советую вдобавок к этому взять с собой что-то перекусить (магазины там почти не попадаются).
Если вы закончите прогулку у дач Окуджавы или Евтушенко, обратно в Москву лучше ехать не от станции Переделкино, а от станции Мичуренец. До нее будет ближе.
Дом творчества Переделкино
Адрес: ДСК Мичуринец, ул Погодина, 4
Сайт: здесь
Мысль о создании писательского поселка появилась в начале 30-х и принадлежала Горькому. В ее основе с одной стороны продолжение традиции литературных сред. С другой, как и при планировании авангардистских рабочих поселках, предполагалась, что совместное житье, постоянное пересечение в едином пространстве, будет способствовать тесному общению, в ходе которого сознательные советские элементы повлияют на нейтральных, переделают их в образцовых граждан.
И вот за несколько лет на реке Сетунь построили по немецким проектам 50 дач, которым суждено было войти в историю.
источник: peredelkino_dt
А уже после войны, вдобавок к этим частным домам, на даче репрессированного Льва Каменева открыли переделкинский дом творчества, куда можно было приезжать на время, в творческие командировки. В 1955 году вместо дачи Каменева для дома творчества выстроили новое здание. В 90-е и оно само, и постройки вокруг, и территория пришли в заброшенное состояние. В котором пребывали пару десятков лет, пока снова не открылись, отреставрированные при поддержке Абрамовича в 2020 году.
Отреставрировали бережно, по максимуму сохранив аутентичные детали. Обновленный дом творчества стал теперь точкой притяжения в поселке. Он открыт для всех желающих, внутри есть кафе, библиотека, множество мест для чтения и для прогулок. Тут устраивают резиденции для писателей, делают прекрасные выставки, живые экскурсии по поселку, а в соцсетях рисуют тематические маршруты. Я, правда, не советую ими пользоваться в ваш первый приезд сюда. Перечисленных ниже музеев, главных здешних мест силы, достаточно для первого визита, на большее уже не хватит сил и внимания. А вот в последующие приезды гулять по маршрутам дома творчества приятно и хорошо.
источник: peredelkino_dt
Музей Бориса Пастернака
Адрес: пос. ДСК Мичуринец, ул. Павленко, д. 3
Сайт: здесь
Самый известный (и ближайший от станции) - дом-музей Бориса Пастернака. Тут Пастернак поселился в 1939 г. (а в самом Переделкино раньше, в 1936 г.), тут он и умер, в 1960 г.
Красивый дом, напоминающий Борису Леонидовичу корабль, внутри на редкость аскетичен. Мало мебели, нет безделушек, он проницаем природе. Не в смысле тонких стен или щелей, а в смысле обилия окон и пустого пространства, где ничто не мешает миру за окном и миру внутри становиться одним целым.
Сразу после смерти Пастернака его родные начали превращать дом в место памяти. Проводили по даче тех, кто приезжал сюда отдать дань писателю. Властям не нравилась такая самодеятельность по отношению к опальному Пастернаку, им много раз делали замечания, а в 1984 г. выселили (все дачи принадлежали литфонду), рояль в гостиной пытались изрубить на куски. Лидия Чуковская писала, что в Переделкино две самые заброшенные дачи - их и Пастернака.
Рояль уцелел, дом уцелел, а благодаря вмешательству общественности его превратили уже в официальный музей, которым он остаётся и поныне. Но еще задолго до этого момента люди слали деньги на ремонт и приезжали бесплатно ремонтировать эту дачу и дачу Чуковского, откуда сбегали нанятые за деньги рабочие из-за тяжести работы.
Вот несколько записей из переписки Лидии Чуковской с Алексеем Пантелеевым по поводу главных переделкинских музеев.
«Группа граждан - экскурсантов (случайно) посетила посетила дом, выслушала лекцию и..., узнав о грозящем нам выселении, по собственной инициативе написала письмо в Литературную газету о необходимости сохранить и отремонтировать... Месяца полтора ответа не было. Наконец, первая из сорока подписавших получила ответ, который и принесла нам: "Уважаемые товарищи! В ответ на Ваше письмо сообщаем, что никакого музея Корнея Чуковского в Переделкино нет, а есть только детская библиотека имени Корнея Чуковского..."
А самое замечательное - это недавно полученная мною копия письма, посланная одним рабочим - бывшим переделкинским, а теперь загорским - в защиту музеев Корнея Чуковского и Бориса Пастернака с приложением 5 рублей на народную стройку - для реставрации обоих домов».
В музее Пастернака можно заказать экскурсию, а можно просто походить-посмотреть. При покупке обзорного входного билета дают буклет, в котором подробно описаны комнаты и экспонаты в них. А служащие с готовностью отвечают на дополнительные вопросы.
Ещё здесь есть курьёзный огород. Если б у музея было на это финансирование (которого, вероятно, нет), мне кажется, они бы наняли садовника для поддержания аутентичности. Сам Пастернак любил и трудолюбиво занимался огородом. Сейчас же это трогательная выставка былинок и обглоданых кочанчиков.
Интересный факт:
Дом Пастернака находится на улице Павленко, названной в честь советского писателя Петра Павленко (он жил рядом с дачей Пастернака, на углу улиц Павленко и Тренева). Вошел в историю тем, что написал вместе с Владимиром Ставским, членом плавления Союза Писателей, донос Ежову на Мандельштама.
Музей Корнея Чуковского
Адрес: пос. ДСК Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3
Сайт: здесь
Музей Чуковского – дружелюбный и уютный. Довольно большая территория, где можно побродить или выпить чаю из термоса, и, что немаловажно, есть туалет (правда, типично дачный скворечник, но в остальном Переделкино мы не обнаружили и такого). А еще рядом можно поставить машину.
На подступах – библиотека, которую изначально строил Корней Иванович на территории своего дачного участка для переделкинских детей. В самом музее нет поясняющих табличек или буклета, как в музее Пастернака, поэтому по цене обычного входного билета вам проводят экскурсию по дому. И она настолько душевная, светлая, спокойно-радушная, переполненная человеческими деталями о быте здешних обитателей – известных и неизвестных. Одна из самых теплых экскурсий в моей жизни, прикосновение к людям. И интерьер здесь уютный, теплый, интересный даже в отрыве от личностей, с точки зрения дизайна.
Помимо музея, важное место памяти – будка Лидии Чуковской, дочери Корнея Ивановича, редактора, писателя и, как бы мы сейчас сказали, политического активиста необыкновенной смелости.
Будка – крошечный сараюшка, в которой она жила, приезжая на дачу, в поисках тишины и из-за разного с отцом графика (он страдал бессонницей и очень рано вставал). Будка находится недалеко от основного дома, если идти вглубь участка. Там есть калитка в ограде и сама дверь в домик обычно открыта. Можно заглянуть, оценить размеры и попробовать немного почувствовать Лидию Корнеевну.
«... мы много виделись с ними, потому что ведь я теперь - впервые! - могу в Переделкине жить и спать: мне выстроена на участке будка и я там живу! Девять метров. В глубине, в лесу. Если бы вы знали, как чудесно там просыпаться - рано утром - и сразу видеть лес - изнутри леса - и слышать птиц. И сразу выбираться на пень и - писать. Скоро этому конец, потому что будка без печки.
Будка - прелесть, очень благоустроено внутри: свет, ковер, тахта, вентилятор. Но снаружи она похожа на ларек, и Марина прозвала ее: "Пиво-воды"... Лида ушла в Пиво-воды». (из письма Л. Чуковской А. Пантелееву 11.08.1959 г.)
Интересные факты.
- До будки этой не могла в последние годы дойти Анна Ахматова, общавшаяся с отцом и дружившая с дочерью. В Записках об Анне Ахматовой описано, как та собралась было, опираясь на руку Чуковской, дойти до будки, но поняла, что не сможет – осталась на лавочке перед домом посидеть.
- В начале 70-х Валентин Юмашев (будущий зять Бориса Ельцина) работал на даче Корнея Чуковского дворником. На самой даче живал тогда Александр Солженицын. Мать Юмашева работала в поселке уборщицей, жили они совсем небогато, соседская писательская дочка Груня Васильева (будущая писательница Дарья Донцова) дарила Юмашеву старые вещи.
- Про будку и Чуковскую подруга дома, поэтесса Инна Лиснянская написала стихотворение Топтун ("топтун" - агент органов, осуществляющих слежку за неблагонадежными элементами).
Обшарпаны стены,
Топтун у ворот:
«Опасная стерва
В том доме живет.
О русском народе
Бесстыдно скорбит,
Транзистор заводит
Да суп кипятит.
Перлового супу
Хватает на пир,
Читает сквозь лупу,
А слышит весь мир,
И в колокол Герцена
Яростно бьет!»…
Топтун свое зеркальце
Вдруг достает,
Чтоб вновь убедиться,
Что он человек
И с ним не случится
Такого вовек.
1974
- Перед входом на дачный участок Чуковского, напротив, на ограде дома творчества висят любопытные картины. В музее нам сказали, что их повесили лет 15 назад местный трудовик с детьми.
Выставочное пространство Зураба Церетели
Адрес: ДСК Мичуринец, ул. Лермонтова, д.1 (на пересечении с улицей Довженко
По дороге к музею Окуджавы, рядом с ним, ждет неожиданный бонус с элементом безумия. Сначала обращает на себя внимание огромная, монументальная ограда. Потом за ней видишь руки, головы, человеческие и лошадиные. Сразу как-то думаешь про Церетели. Так оно и оказывается. Дверь на территорию выглядит не слишком дружелюбно – только для своих, но это видимость. Можно смело входить. Там даже смотрителя у входа нет – открытое для посещения пространство.
Я не критик Церетели, мне нравятся его картины маслом, нравятся некоторые скульптурные работы, поменьше, но тут его гигантизм проявляется даже чище, чем в статуе Петра. Бродишь, совершенно обалдев и ощущая себя в Воображариуме доктора Парнаса.
Музей Булата Окуджавы
Адрес: ДСК Мичуринец, улица Довженко, дом 11
Сайт: здесь
Самый удаленный от станции музей, в глубине дачного поселка, в глуши. Он напомнил мне привычное дачное Подмосковье – с участками и домами поменьше и потеснее. Хотя территория тут немаленькая, просто вся она чем-то заполнена.
Окуджава получил дачу в Переделкино в 1987 году и прожил тут почти безвылазно последние десять лет своей жизни. Здесь он написал семейные хроники «Упраздненный театр», тут были прекрасные соседи. Ближайшая, через забор, Белла Ахмадулина, рядом Олег Чухонцев и Анатолий Рыбаков.
Нынче я живу отшельником
Меж осинником и ельником,
Сын безделья и труда.
А мои телехранители -
Не друзья и не родители -
Солнце, воздух и вода.
Источник: А. Геодакян, ТАСС
Сразу после смерти Окуджавы, его вдова превратила дачу в музей. Внутри два домика. В первом - личные комнаты Окуджавы, во втором - лекционный и выставочный залы. Внутри жарко натоплено (тут топят круглый год, чтоб на вещах и стенах не было плесени) и пахнет солянкой. При нас директор музея (жена Окуджавы, Ольга Владимировна, импозантная, интересная дама) выносила тарелки супа для своих друзей – за стол под тентом снаружи.
Тут проводят массу мероприятия, связанных с Булатом Шалвовичем и его творчеством. За ними можно следить в афише музея.
А сам музей, этим запахом супа, друзьями хозяйки, старыми вещами и запахом старых вещей производит впечатление домашнее, с эффектом присутствия. Кажется, что Окуджава ушел встречать кого-то на станцию и скоро вернется.
Музей Евгения Евтушенко
Адрес: ДСК Мичуринец, ул. Гоголя, д.1
Сайт: здесь
Евтушенко - пижон, поэт, собирающий стадионы, единственный ученик Бориса Пастернака. Логично, что его музей рядом с музеем Пастернака, но дальше от центра поселка.
Он последний из местных домов музеев. Не совсем даже музей, но еще и галерея искусства – с картинами, которые собирал Евтушенко, и разными уникальными экспонатами. Здесь есть Шагал, Пиросмани, тросточка Марка Твена. Тут же фотографии, сделанные Евтушенко, много портретов, все это окунает в эпоху, а экскурсоводы и сопровождающие обращают внимание на детали, которые сам не заметишь.
Жалко, что немногие доходят сюда, а у тех, кто доходит, в запасе слишком мало сил и ресурсов воспринимать. Обычно все бывает оставлено в предыдущих локациях. Зато сразу возникает желание приехать снова.
В заключении выдержка из воспоминаний писателя Василия Аксенова. Идеальный штрих к ощущению места.
«Незадолго до своего отъезда я как-то был у Евтушенко в Переделкино, мы с ним о чем-то поговорили и я пошел к себе домой. И по дороге обнаружил, что забыл шапку. Пошел обратно за шапкой и встретил в аллее Вознесенского. "Ты куда?" Я объяснил, что шапку забыл у Евтушенко. Вознесенский говорит: "Я пойду с тобой и воспользуюсь этим для того, чтобы с ним помириться, а то вот проходит десятилетие за десятилетием, а мы все с ним враги, а тут хороший предлог..." Я говорю: "Прекрасно, давай так и сделаем".
Прошло всего десять минут, как я оттуда вышел, и мы заходим опять в этот дом, я слышу его голос "Кто там". Я говорю: "Это я, шапку здесь забыл. Но со мной еще Андрей, он хочет с тобой поговорить". И вдруг какое-то смущенное молчание. Но мы уже входим в это время в комнату и вдруг видим совершенно невероятную сцену: сидит Евтушенко в халате, хотя только что был в свитере и в джинсах, и ему делают педикюр. Это жуткий момент, я понял, в каком оказался положении и тот, и другой, но особенно Вознесенский. Он пришел мириться, а Евтушенко его принимает просто как римский император».
Источник: В. Мастюков, ТАСС
Я советую съездить в Переделкино хотя бы дважды. И оба раза с термосом и кексом. Технически возможно обойти все за день, даже с отдыхом, там не такие уж большие расстояния. Но чтобы лучше прочувствовать дух этих мест, нужны расслабленность и внимание к месту.
Хороших вам прогулок - запаха сосен, запаса шишек, духа времени и красоты.
Наши соцсети: vk, инстаграм, телеграм, minds, fb и дзен. С нами можно пойти гулять или воспользоваться нашими аудио-гидами по старинным, уютным и тихим районам Москвы.
Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.