Булгаковские персонажи современной Москвы

«Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами…

Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы… Когда же из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда. Ночь оторвала пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом...»

А тем временем в Городе Бегемот в двух образах. Вальяжный и упитанный кот в цилиндре появился чуть больше двух лет назад в рамках проекта "Лучший город земли". Тогда владивостокская арт-группа 33 плюс 1 в лице Павла Шугурова, Павла Зюмкина и Петра изобразила на стенах около-арбатских домов булгаковских персонажей.

Другой Бегемот, тихий и безучастный, сидит который год на крыше то одного, то другого зданий - из тех, что повыше- и наблюдает. За его спиной кто-то - из тех, кто считает себя хозяевами Города- будто забрасывает в море сети, тянет, а потом вываливает на нас содержимое сетей. В них то экскаваторные ковши и самосвалы, засыпающие пруды, и кладущие рельсы. То памятники вождям. То пластиковые торговые центры. Бетонные коробки домов. Храмы. Рисунки. 

вид на высотку Гостиница_Ленинградская

Два года прошло с создания «булгаковской» серии, а кажется она сейчас немного странной. Замысловатые рисунки европейских граффистов затираются, на их место приходят портреты маршалов и прочая военная тема. Эти агитплакаты смотрятся диковато на закатанных в брусчатку и осовремененных улицах, но вполне в духе времени. А уличное искусство снова уходит все дальше в контркультуру. И это, наверное, хорошо.

Пока литературных персонажей не замазали, предлагаем отправиться на экскурсию по новой булгаковской Москве. Восхищаться, размышлять об изменениях и фантазировать, кем персонажи Мастера и Маргариты могли быть сейчас.

Маршрут занимает примерно два часа от Тверской к Арбату и заканчивается вблизи Смоленской. Рисунки в тексте расположены согласно пути следования.

 

Маргарита

Вознесенский переулок, 16\4

Если раньше подойти к рисунку можно было со стороны Елисеевского переулка – Маргарита «стояла» там в арке, то сейчас здесь решетка. Еще одна примета времени. Поэтому сворачиваете за домом 16 по Вознесенскому переулку (там, где шлагбаум) и идите наискосок и правее в самую дальнюю подворотню.

сграффито_Маргарита с желтыми цветами
Сграффито булгаковской Маргариты в Вознесенском переулке

В руках у Маргариты желтые цветы, а значит ей муторно, все осточертело и скоро встреча с Мастером. Нам представляется, что она замужем за чиновником иль, может, прокурором, живет в тех роскошных домах в Зачатьевском переулке, в Золотой миле Москвы с самым дорогущим жильем. Еще Маргарита держит цветочный магазин на Патриарших, и часто ее можно видеть бродящей там кругом с гордым, печальным и чуть потерянным лицом.

 

Азазелло

Леонтьевский переулок, 16 #закрашено_навсегда

"Стоял" рядом с Маргаритой, как страж или шпион. Но даже следов не осталось. Мы так и не поняли, где именно он был. В одном блоге написано, что поверх Азазелло быстро, года не прошло, появилось граффити Медного. И это разочарование, потому что мы где-то слышали, что по кодексу чести граффитчиков они не рисуют поверх чужих работ, если только это не специально предназначенные для рисования поверх стены.

сграффито_Азазелло вместе с авторами
Художники с Азазелло. Фото с сайта 33plus1.ru

Мало идей, кем мог бы быть сейчас Азазелло, но памятуя про крем для Маргариты и освободившее Маргариту и Мастера вино, попробуем представить его знахарем. Знаток людей и нетрадиционной медицины, решает он, кому еще пожить на этом свете, а кому хватит.

 

Бегемот

Спиридоновка 17, стр. 1

Его пока не стерли. И вообще он мало изменился. 

сграффито_кот_Бегемот
Кот-Бегемот на Спиридоньевке

«Стоит» такой же лощеный и круглый на заборе здания, где был когда-то бал Сатаны. Работает Бегемот где-нибудь в ЖЭК. Там хорошо наблюдать за людьми, и, должно быть, много историй про типажи и характеры. Будет, чем развлечь Воланда.

 

Воланд

Мерзляковский переулок, 5/1 #закрашено_навсегда

Воланда стерли почти сразу. Cуеверно и топорно. Наивно решили, что его можно замазать просто так, и набросали цемента сверху. Теперь на месте Воланда пятно. 

А какую роль он бы выбрать сейчас. Всю ту же, наверное. Искусителя. Рекламщика-креатора/законодателя трендов/главреда глянца. Что-то вроде того.

сграффито_Воланд
Фото Воланда с сайта 33plus1.ru

Аннушка

Сивцев Вражек, 12

Аннушку быстро залили краской, и она стала выглядеть старушкой. 

сграффито_Аннушка залитое краской
Булгаковская Аннушка с Сивцева вражка

Тогда, увидев рисунок, мы задумались. Разве она пожилая женщину. Аннушка ведь имя для молодой девушки. Написали Павлу Шунгину (художнику, который начинал делать эту работу). Павел ответил, что видел Аннушку «как "старую деву", и в работе я пытался отразить это - в общемто молодая девушка (см лицо - нет крючковатого носа, морщин)... А походка и поведение бабки. По тексту она более полная и живенькая... Но я хотел сделать образ "старой девы"... Молодой старухи».

Художник прислал ссылку на эскиз.

эскиз к сграффито Аннушка
Фото с сайта 33plus1.ru

И, правда, молодая женщина «синий чулок». Удивительные метаморфозы может сотворить маленькое вмешательство посторонних. Посторонние, кстати, не успокоились, и теперь рисунок выглядит так. 

почти затертое сграффито Аннушка
Булгаоквская Аннушка с Сивцева вражка спустя год

Вряд ли «естественная» эрозия. Похоже, некий Дон Кихот, воюющий с бесовскими персонажами, упорно затирает ее наждачкой.

Ну, с Аннушкой просто. Работает она сейчас в Пятерочке, меняет ценники, на которых товар дешевле, чем по штрих-коду. Известная тема. А потом дома пьет чай по старинке, в прикуску с рафинадом и рассуждает о том, что во власти одно жулье.

Из персонажей Мастера и Маргариты остался один Фагот. Кроме него, художники нарисовали героев Собачьего сердца и, внезапно, Ивана Грозного. Фантазировать о них трудно. Персонажи актуальны и сейчас, вот как есть. Но они все рядышком, на Арбате. Поэтому, раз уж гулять по следам сграффито, то и на них нужно глянуть.

 

Иван Грозный

Староконюшенный переулок, 36

 

Шариков

Арбат, 16\2, стр.2

Шариков на Арбате настолько на месте - добавить нечего.

сграффито Шариков и граффити с Высотским на Арбате
Шариков из Собачьего сердца на Арбате. Работа 33+1

Швондер

Кривоарбатский переулок, 19

Швондер похож на Азазелло габаритами и очертаниями. Но если последний кривляется и притворяется, то этот - фигура искренняя. Книга в нем будто оживает.

 

Профессор Преображенский

Кривоарбатский   переулок. 3, стр. 2 #закрашено_навсегда

Кажется, профессора закрасили первым. Есть что-то символическое в том, что из персонажей Собачьего сердца маляры покончили именно с ним. Но нам видится, что Маргарита нет-нет да и проходит, почти паря, арбатскими переулками, топает в гневе ножкой, и рисунок проявляется вновь. А наутро испуганные и побледневшие коммунальщики берутся за краску.

хкдожник за работой над сграффито с Преображенским
Работа над профессором Преображенским. Фото с сайта 33plus1.ru

Коровьев – Фагот

Арбат, 40, в арке

Этот рисунок напоминает совсем новое граффити Паши Каса и Павла Мокича «Мегаполис всматривается в тебя: ну, кто ты»? (Большой Кисловский переулок, 8).

 

сграффито_Фагот
Вот Фагот, а ниже Мегаполис
граффити_городсмотрит огромный глаз через лупу
Фото из vk Паши Каса

Может, персонажи Булгакова всматриваются в нас сейчас и задают тот же вопрос. Кто мы? «Люди как люди… любят деньги… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди». Но как говорит один наш современник: герои почему-то никогда не следуют законам Дарвина. Настоящие герои не живут идеей выживания – они живут своими идеалами.

Каждый день мы выбираем, как сегодня ответит на этот настенный и вечный вопрос и знаем, что у нас всегда есть выбор.

 

PS.

В прогулке использованы цитаты из книги "Мастер и Маргарита".

Подробно посмотреть на все рисунки и эскизы можно здесь

 


Яндекс.Метрика