Магия дома Стахеева

Таинственный особняк Стахеева и уютные дворы

Метро: Красные ворота

Адрес: Новая Басманная, 14

 

Новая Басманная - дивная, неторопливая улица с множеством хорошо сохранившихся особняков и дореволюционных доходных домов. Тут на каждом шагу перехватывает дыхание.

Особенно в выходные, когда вокруг мало машин и суеты - ничто не отвлекает внимание от архитектуры и старины. Красивое все, но особняк Стахеева выделяется даже тут. Время пошло ему на пользу. Величественный, строгий, немного мистический он как портал в прошлое. Тем более, что в его случае сохранился не только дом, но и лужайка с фонтаном перед ним и ворота, гармонирующие с деталями фасада. 

История строительства особняка

А вот в момент постройки этот строгий дом в стиле неогрек считали кричащим дворцом богатея. Его владелец - купец Николай Стахеев был золотодобытчиком, нефтяным магнатом, владельцем заводов, газет, пароходов чайного и хлебного бизнеса. 

Стахеев родом из Елабуги, из богатой семьи. Благодаря своим деловым качествам он в несколько раз увеличил доставшийся ему капитал, вывел семейный бизнес и свою фамилию далеко за пределы родной губернии. Одной из сфер его деятельности был девелопмент. Он скупал старые московские особняки и землю под ними, особняки сносил и на их месте строил дорогие доходные дома. Например, тот дом, в котором находится сейчас книжный магазин Библио-глобус, - был им построен.

Особняк на Новой Басманной хотели сделать живой рекламой строительного конгломерата «Стахеев и сыновья», его строили по принципу "дорогобогато". Стахеев потратил на дом один млн. золотых. Даже сейчас сумма звучит внушительно, сразу понимаешь, что деньги большие. Деньги это были, действительно, огромные, но, с другой стороны, Стахеев мог проиграть за раз в казино в Монте-Карло миллионов пять и не поморщиться. Когда в газетах того времени появлялась заметка, что Стахеев приехал в Монте-Карло, у казино, завсегдатаем которого был Николай Дмитриевич, сразу росли котировки акций на бирже. Все знали, что Стахеев играет по-крупному и часто проигрывает, а значит, можно ждать хорошей прибыли.

Но чувство вкуса у Николая Дмитриевича, несомненно, имелось и с архитектором повезло. Особняк смотрится цельно и строго. На восприятие влияет еще то, что основная роскошь, золото, бархат и розовый мрамор, внутри, а снаружи словно пелена на здание наброшена.

У чугунной фигуры на лужайке перед усадьбой есть имя. Это Богиня ночи. В руках у богини фонарь. Ручная работа - скульптуру делали в маленькой парижской мастерской специально для Стахеева и по его эскизу.

Наверное, в старое время фигуру укутывали на зиму, но все равно при взгляде на нее в воображении возникает метель, сумерки, скрип полозьев и акварельное пятно горящего фонаря.

Сейчас фонарь не горит, а фонтан (в центре которого богиня стоит) я видела работающим всего дважды (9-го мая и на день города в сентябре. Если увидите его действующим, загадывайте желание, редкий случай).

Чудо, что Богиня ночи сохранилась, а еще большее чудо, что ворота и решетка вокруг усадьбы тоже аутентичные. Обратите внимание, как раковины, украшающие въездные ворота, перекликаются с раковинами на фасаде дома.

 

Стахеев, вдохновляющий Ильфа и Петрова

Своей главной легендой особняк обзавелся после революции. Стахеев после революции из России уехал (он умер в своем любимом Монте Карло в 1933 г.), но есть версия, что в начале 20-х он тайно и ненадолго возвращается в Москву. Забрать сокровища, которые перед отъездом спрятал в тайнике в своем доме на Басманной.

На подходе к дому Стахеева останавливают дружинники, просят документы, устанавливают личность и арестовывают. Допрашивает его лично Дзержинский, с которым Стахеев заключает сделку - показывает тайник в обмен на свободу и пенсию.

О сделке узнают корреспонденты железнодорожной газеты «Гудок» Ильф и Петров и придумывают на ее основе сюжет «Двенадцати стульев». Сам Стахеев становится прототипом Кисы Воробьянинова.

Нужно сказать, что Валентин Катаев в автобиографичной книге «Алмазный мой венец» упоминает, как появились «Двенадцать стульев». Согласно его версии, идея романа принадлежит ему. А для ее воплощения он нанимает «литературных негров», своего друга (Ильфа) и брата (Петрова), писать книгу за него под его руководством. Ильф и Петров соглашаются, но быстро выходят из-под руководства, вводят фигуру Бендера, новые сюжетные линии. Авторство приходится уступить им.

Такова версия Катаева и она в принципе не противоречит истории со Стахеевым выше. Катаев сотрудничал с той же газетой «Гудок», и сделка Стахеева с Джержинским (если она имела место), ему была, конечно, тоже известна.

Настоящее особняка

Возвращаясь от истории Стахеева к истории его особняка, в 1918-м году дом национализировали и передали железнодорожникам. Министерству путей сообщения (нынешним РЖД). Использовали его в основном как творческое пространство, с 1940-го г. и до сих пор в особняке находится центр творчества для детей железнодорожников. Этот центр сам по себе легенда. Тут дебютировали подростками Олег Басиашвили, Олег Даль, Валентина Толкунова, рассказы о центре звучат в воспоминаниях многих старожил района.

Сейчас центр занимает первый этаж особняка, где интерьеры не сохранились, а второй, роскошный, этаж сдают в аренду под съемки фильмов и телепередач.

Фильмов тут снимали множество. Среди самых известных «Семнадцать мгновений весны» и «Хрусталев, машину». А что касается передач, в усадьбе много лет проходят съемки «Битва экстрасенсов».

Стахеев, наверное, удивился бы, узнав про экстрасенсов, но вообще они дому подходят. Он будто в дымке колдовства.

В особняк легко попасть с экскурсией. Их проводит несколько турфирм, достаточно в поисковике задать «экскурсия в особняк Стахеева на Новой Басманной».

А снаружи я советую посмотреть на дом не только с фасада. Если вы обойдете особняк сзади, увидите стрельчатые окна готичной столовой и получите совсем другие ощущения.

Ощущения уюта и тишины. Там внутри, в глубине несколько старых жилых домов и любопытно побродить немного в их дворах. Совсем рядом с магией старинного особняка.

 

Наши соцсети: vk, телеграм, fb, инстаграм и дзен. С нами можно пойти гулять или воспользоваться нашими аудио-гидами по старинным, уютным и тихим районам Москвы.

Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.